Почему электролит превращается в кашу?
Картина, когда солнечным, но и морозным зимним утром машина вместо веселого урчания мотора при попытке запуска выдает лишь треск втягивающего устройства стартера, достойна кошмарного сна любого автомобилиста. Еще более печальной выглядит ситуация, когда при открытии капота мы обнаруживаем вздувшийся и потрескавшийся корпус АКБ, а вместо электролита снежную кашу. Почему так происходит? Каким образом замерзает электролит? Как не допустить этого? Читайте дальше!
Известно, что у полностью заряженного и обслуженного автомобильного аккумулятора электролит нормальной плотности замерзает при температуре минус 70°С. Понятно, что снижение температуры до этой отметки в нагих широтах является стихийным бедствием априори, и на такие условия эксплуатации не рассчитана ни одна машина. Но ведь электролит замерзает и при более теплой погоде. Действительно, это так. Обусловлено такое положение дел целым рядом фактором, в финале которого находится разряженная батарея с электролитом пониженной плотности. Но не будем забегать вперед.
Часто настолько элементарные, на первый взгляд, причины, как обычное ослабление или контактов клемм или их окисление ведет к существенному снижению эффективности заряда АКБ от генератора. Это происходит из-за того, что сопротивление на клеммах растет, напряжение падает, и батарея нормально не заряжается, хотя и находится в полностью исправном состоянии. Если добавить к этому низкую температуру окружающей среды, становится понятно, почему так сильно затруднен старт, а электролит может превратиться в кашу. Дело в том, что снижение температуры «за бортом» авто автоматически влечет за собой повышения вязкости электролита, одновременно с этим замедляется и скорость электрохимических реакций, которые являются основой работы АКБ.
Описанные выше условия является основной причиной эксплуатации транспортных средств с не до конца заряженными аккумуляторами, которые не имеют номинальной, требуемой емкости. Теперь представим ситуацию: каждый следующий запуск двигателя пагубно влияет на состояние АКБ, разряжает аккумулятор до критических значений. Восстановиться он при кратковременных поездках на небольших оборотах, да еще и с кисленными клеммами, естественно не может. И вот, в конечном итоге, ресурс батареи исчерпывается, содержание серной кислоты падает, в банках, по сути, остается одна вода, которая и замерзает при минус 0.
Но и это еще полбеды. Дело в том, что вода в процессе замерзания, как известно из основного курса физики, превращается в кристаллы, объем которых существенно больше, чем у жидкости. Это служит причиной выдавливания активной массы из ячеек электродов, а как итог – существенное уменьшение отдачи тока и ресурса. Какой вывод можно сделать из этого? Во-первых, проверяйте клеммы автомобильного и мото аккумулятра – следите за тем, чтобы они не окислялись. Во-вторых, контролируйте плотность электролита. В-третьих, периодически подзаряжайте автомобильный аккумулятор, особенно, если вы ездите небыстро, недалеко и нечасто.