Что такое естественный износ АКБ?

Каждая вещь подвержена старению, и применительно к автомобильным аккумуляторам данный процесс называется естественным износом. В ходе старения, вызванного эксплуатацией источника питания, значительно меняются его свойства. Так, например, возникает коррозия, влияющая на сечение главных конструкционных элементов аккумуляторной решетки, являющейся положительным электродом. Как следствие – существенное увеличение внутреннего сопротивления аккумулятора, что в свою очередь, негативно сказывается на параметрах разрядного напряжения АКБ даже в том случае, когда батарея заряжена на 100%.

 

Известно, что основным параметром любого аккумулятора является именно емкость. И, как ни печально осознавать этот факт, в результате естественного износа батарея становится менее емкой, то есть, теряет способность накапливать номинального количество энергии.

 

Данный эффект вызывается интенсивным режимом эксплуатации при частом чередовании разрядов и зарядов, которые провоцируют деструкцию положительной активной массы, а также снижение ее массы. Еще более сильное негативное влияние на состояние активной массы оказывают критические разряды, которые, так или иначе, случаются в «жизни» каждой батареи.

 

Отрицательные электроды также участвуют в формировании емкости, и они подвержены старению не меньше, чем положительные. Это часто бывает вызвано длительной эксплуатацией АКБ в режиме перезаряда, что приводит к повышению плотности электролита.

 

По ходу износа батареи значительно повышается время ее саморазряда, а также расход дистиллированной воды в процессе эксплуатации. Приблизительно через один год активного использования АКБ эти параметры увеличиваются до 2 раз, а в течение двух лет – до 4 раз. Причем, наиболее быстро увеличивается саморазряд у свинцово-кислотных масло сурьмянистых аккумуляторов, а медленнее всего – у батарей, изготовленных по современным технологиям, в частности, с применением кальция.

 

Учитывая все, описанное выше, можно сделать важный вывод: в ходе старения батарея нуждается в повышенном внимании и более частом обслуживании. Для примера:

 

  • В случае нормального режима эксплуатации (при пробегах до 20 тысяч километров в год), вполне достаточно контролировать состояние АКБ ежегодно – оптимально перед зимним сезоном.

 

  • Если аккумулятору более 2 лет, а годовые пробеги составляют 30-40 тысяч, контролировать уровень электролита, его плотность и заряд батареи стоит, как минимум, 3 раза за год.

 

  • Для старых аккумуляторов, срок службы которых составляет 3-4 года, оптимальным является контроль состояния с периодичностью 1 раз в 3 месяца. 

 

Для определение пригодности аккумулятора, эксплуатируемого в течение нескольких лет, можно использовать метод тестового разряда. Эту операцию крайне желательно проводить на специализированных СТО или в сервисных центрах. В ходе такого испытания полностью заряженный аккумулятор разряжают током, который соответствует 50% тока холодной прокрутки по ЕN или SАЕ. Причем, тест проводится только при при положительной температуре. 

 

Обратите внимание! Если через полминуты разряда уровень напряжения на клеммах больше, чем 9,6 В, аккумулятор может эксплуатироваться дальше. В противном случае необходимо задуматься над заменой АКБ, так как в сильный мороз она может вас подвести. Если в ходе теста напряжение было менее 9,6 В, рекомендуем подобрать аккумуляторы BOSCH или других марок в нашем каталоге!

24.12.2012, 8923 просмотра.

Популярные товары