Срок службы АКБ: реальный, регламентированный, гарантированный
Когда речь заходит о долговечности аккумуляторных батарей, единства мнений нет. И все дело не в том, что разные аккумуляторы «живут» различное количество времени. Просто термин срок эксплуатации трактуется не всегда одинаково, и у этого явления есть свои основания. Официально эксплуатационный период АКБ может быть гарантийным, регламентированным и реальным.
Несколько слов о гарантиях
В процессе производства аккумуляторов даже самое совершенное технологическое оборудование может давать сбои, вследствие чего не исключено появление следующих заводских дефектов:
- смещение сепараторов;
- укорачивание «конверта»;
- перекос пластин электродов;
- повреждение сепараторов;
- появление «холодных» спаек элементов мостика.
Как показывает современная практика, общее число бракованных авто и мото аккумуляторов не превышает доли процента. Так, например, аккумуляторы VARTA и других известных марок с дефектами в продаже практически не появляются. Львиная доля бракованных элементов питания приходится на продукцию малоизвестных брендов, которая поставляется в сухозаряженном исполнении.
В то же время, реализация АКБ практически всегда ведется с предоставлением гарантии от производителя. При соблюдении условий эксплуатации и выявлении брака такие батареи всегда можно заменить на новые аккумуляторы или вернуть деньги, потраченные на покупку. Период времени, в течение которого действует гарантия, может быть разным, но он редко составляет менее 1 года. Учитывая то, что большинство дефектов проявляется в течение полугода активной эксплуатации батареи, данного времени вполне достаточно, чтобы выявить брак.
Ближе к реальности
Фактический срок эксплуатации автомобильного аккумулятора всецело зависит от двух факторов:
- Качества деталей АКБ и сборки батареи.
- Условий работы аккумулятора.
- Качества сервиса.
Если качественные показатели сборки можно выявить в течение нескольких месяцев после замены АКБ, то с условиями эксплуатации все выглядит намного сложнее. Так, батарею можно использовать лишь несколько раз в году или круглогодично, также на ресурс оказывает влияние пробег, температурный режим эксплуатации, исправность или неисправность электрооборудования. Именно поэтому реальный срок службы батарей в каждом конкретном случае может сильно отличаться, начиная с 1-2 лет активной эксплуатации и заканчивая 5-7 годами эпизодических запуском мотора.
Разумеется, для продления «жизни» аккумулятора за ним нужно тщательно и периодически ухаживать. И если батарея условно необслуживаемая, это совершенно не значит, что заглядывать под капот не нужно абсолютно. Делать это следует, хотя бы для того, чтобы очистить клеммы от окиси.
Регламентируемый период работы
Это термин, который используется транспортными предприятиями и автопарками для определения степени износа деталей. Регламентированный срок прописан в ГОСТ 959-91, в соответствии с которым стандартная маслосурьмянистая батарея должна была проработать, как минимум 18 месяцев или 60 тысяч километров с момента заливки электролитом или покупки в магазине.