Герметизированные АКБ со связанным электролитом
Разработка абсолютно необслуживаемой аккумуляторной батареи для автомобиля ведется много лет. Однако только в начале нашего столетия производители хотя бы частично решили эту проблему. Речь идет о герметизированных аккумуляторах со связанным, не текучим электролитом.
Давно известно, что свинцово-кислотную батарею можно сделать полностью необслуживаемой, если связать на отрицательном электроде кислород, образовывающийся на положительной пластине. Таким образом, будет реализован кислородный цикл.
С этой целью необходимо несколько увеличить емкость отрицательного электрода. В таком случае положительные пластины будут заряжаться быстрее, чем отрицательные. А это значит, что выделение кислорода на плюсовом электроде будет происходить быстрее, чем образование водорода на минусовой пластине.
Чтобы увеличить скорость перехода кислорода с плюсового на минусовой электрод, нужно ограничить объем свободного электролита. Именно, исходя из этого, для изготовления герметизированных авто и мото аккумуляторов изобретено два метода связывания электролита, находящегося в жидком состоянии:
- преобразование жидкости в гелеобразную массу;
- использование сепараторов для адсорбции раствора кислоты и воды.
Гель
Для того чтобы придать жидкому электролиту консистенцию геля, используют специальные загустители. В большинстве случаев их роль играет силикагель, реже — аллюмогель и прочие химические вещества. В случае смачивания серной кислотой данные компоненте позволяют получить тиксотропный гель.
Сепараторы
С целью абсорбции электролита также применяют сепараторы, в качестве которых обычно выступают стекломаты, изготовленные из чрезвычайно тонких волокон. Их объемная пористость сегодня может достигать 85%. За счет данного обстоятельства, сепараторы активно используются не только для производства «гелевых» аккумуляторов, но также для батарей адсорбированным электролитом в жидком виде.
О минусах
Разумеется, говорить о том, что герметизированные свинцовые аккумуляторы автомобильные – панацея от всех бед было бы неправильно. Да, они более удобны в эксплуатации, достаточно безопасны, обладают улучшенными техническими характеристиками. Но такие источники питания не лишены и недостатков. К их минусам традиционно относят:
- Повышенные требования к зарядному напряжению, что не дает возможности устанавливать такие АКБ на многие авто.
- Меньшая (на 15-20%) емкость по сравнению с аналогичными по размерам аккумуляторами с жидким электролитом.
- Высокая цена, если сравнивать ее со стоимостью условно необслуживаемых батарей с жидким электролитом.
Впрочем, указанные недостатки – лишь дать справедливости. На самом деле мотоциклетные и автомобильные аккумуляторы со связанным электролитом – будущее отрасли, они постепенно дешевеют, и сегодня создают достойную конкуренцию обычным АКБ. Поэтому сбрасывать со счетом такие батареи однозначно не стоит.