Актуальные проблемы утилизации аккумуляторов (Часть 1)

В составе автомобильных и мото аккумуляторов имеются многие вещества, которые несут определенную угрозу здоровью человека и окружающей среде, в целом. Это, среди прочего, свинец, кадмий, сурьма и прочие соединения, которые при падании в воздух или воду могут принести серьезный вред экологии. Таким образом, отработанные свинцовые батареи, срок эксплуатации которых обычно не превышает 3-5 лет, необходимо утилизировать.

 

Откровенно плохая экологическая ситуация, наблюдающаяся в России (что особенно актуально для промышленных центров и крупных, густонаселенных городов), вынуждает обратить пристальное внимание на важнейшую задачу утилизации огромного количества ежегодно списываемых свинцовых аккумуляторов. Масштабы это проблемы настолько велики, что сбор АКБ и их дальнейшая переработка требует оперативного принятия наиболее жестких мер, способных предотвратить негативное влияние на окружающую среду.

 

Весьма обоснована тревога специалистов, которые обеспокоены бесконтрольным (по причине отсутствия надлежащей нормативно-правовой базы) оборотом свинцово-кислотных АКБ. Также беспокойство вызывает неконтролируемое применение морально устаревших или «кустарных» технологий переработки таких батарей, поскольку они сопровождаются появлением вредных для природы и людей выбросов. Так, при самостоятельной разборке аккумулятора выделяется сернистый газ, свинцовые возгоны, появляются токсичные шлаки.

 

Нужно заметить, что в подавляющем большинстве экономически развитых стран мира состояние дел в этой отрасли намного лучше. Сбор и утилизация АКБ с вышедшим сроком эксплуатации, равно как и сырья, полученного в ходе утилизации, находится под жесточайшим контролем государства, а также многих общественных организаций экологической направленности.

 

Приведем примеры. Так, в Западной Европе, Соединенных Штатах Америки и на островах Японии внедрены и эффективно функционируют специальные системы сбора, а также транспортировки вышедших из строя свинцово-кислотных батарей. Действуют специализированные перерабатывающие предприятия. Именно по этой причине в таких государствах приняты соответствующие законы, регламентирующие процесс утилизации АКБ. Благодаря этому, доля вторичного свинца в массе общего баланса в таких странах составляет не менее 60%.

 

Что в России? По свидетельствам экспертов, на свалках, в гаражах и площадках АТП и прочих транспортных предприятий нашей страны сконцентрировано около 1 000 000 тонн вторичного свинца. Если положение дел с утилизацией в ближайшее время не изменится в лучшую сторону, то объемы не переработанных аккумуляторов ежегодно будут расти до 60 000 тонн. Это звучит странно, особенно, с учетом того, что уже сегодня отечественными заводами ощущается серьезный дефицит свинца, который составляет… внимание – также 60 000 тонн. Каковы решения? Об этом поговорим в следующей статье.

09.08.2013, 4071 просмотр.

Популярные товары