Обслуживание автомобильного аккумулятора: нужно ли?
Импульсом для написания этого материала стал вопрос одного из потенциальных покупателей, который звучал примерно так: когда и как обслуживать батарею после покупки? И вопрос этот звучит не так редко, как можно было бы подумать. Поэтому ответ на него будет публичным.
Прежде всего, все зависит от того, какой именно аккумулятор покупается. Существуют технологии, позволяющие практически полностью исключить обслуживание. Это, например, аккумуляторы BOSCH, изготовленные по методу серебряного легирования пластин, гибридные источники питания с пластинами из сплава свинца и кальция, АКБ типа AGM и пр.
Также в продаже можно найти условно необслуживаемые аккумуляторы разных марок. Это, как правило, маслосурьмянистые АКБ усовершенствованных конструкций с дренажными трубками и другими приспособлениями для предотвращения испарения электролита.
Самые дешевые, и не очень распространенные сегодня аккумуляторы – традиционной конструкции – со свинцовыми пластинами, изготовленными с добавлением сурьмы. Такие батареи нужно несколько раз в год проверять на предмет наличия электролита, доливать дистиллированную воду, заряжать и пр. Таким образом, всегда есть выбор – платить больше, и особо не задумываться о том, что за батареей нужно следить, или же экономить, но тратить время на сервис.
Неправы те, кто считает, что обслуживать аккумулятор современного типа не нужно совсем. Разумеется, речь не идет о том, чтобы доливать дистиллированную воду или мерить плотность электролита. Просто обслуживание может быть разным. Из тех операций, которые следует выполнять регулярно, нужно отметить:
- Очистку корпуса от пыли и грязи. В процессе эксплуатации аккумуляторы, расположенные под капотом, загрязняются. Нередко грязь и пыль попадают на контакты, из-за чего ухудшается проводимость. Поэтому примерно 1-2 раза в год можно вооружиться влажной тряпкой, и потратить несколько минут на свою машину.
- Контроль состояния контактов. Если они ослаблены, возможно, окисление. При этом увеличивается сопротивление, также ухудшается проводимость тока. Как следствие – неуверенный запуск мотора и прочие симптомы севшей батареи. Кстати, зарядка при окисленных клеммах также проходит гораздо хуже, поэтому разрядить аккумулятор «в ноль» при такой ситуации – раз плюнуть. Очищаются клеммы мелкой наждачной бумагой или специальной металлической щеткой.
- Периодическая подзарядка АКБ. Это особенно актуально, если машина эксплуатируется в городском цикле, а расстояния поездок относительно небольшие – 3-5-7 километров. Таким образом, невысоких оборотов двигателя и кратковременных поездок недостаточно для того чтобы восстановить заряд после пуска двигателя полностью. Соответственно, через несколько недель или месяцев батарея может сесть полностью, и тогда может понадобиться пуско зарядное устройство.
Вывод напрашивается сам собой – покупать лучше необслуживаемый аккумулятор, но и забывать об элементарных мерах продления его ресурса в процессе эксплуатации не стоит.